(no subject)

21 July 2017 21:06
[syndicated profile] division_bell_feed
А вот интересно, почему в пуйлостане не запретили к показу "Дюнкерк" ?? Фактически, это же такой фильм-разоблачение всей идеологии "великой отечественной войны":

1940 год, в Европе вовсю полыхает война, гибнут сотни тысяч, сражаясь с нацистами.. в то время как коммунистические Советы целуются с Гитлером в гениталии, делая ему минет. Коммуняки организуют совместно с Вермахтом парад в Бресте, когда бельгийские, французские и английские армии противостоят коричневой национал-социалистической чуме, такой родной для социалистических же Советов

Кстати, ответ на вопрос "почему США открыли второй фронт только в 1943" лежит в плоскости ответа "а потому, что Советы до 1943 пытались договориться с Гитлером, предлагая ему немыслимые территориальные уступки, и весь нормальный мир воспринимал Советы и Рейх как союзников" - но это осталось за рамками "Дюнкерка"
[syndicated profile] marinaiv_feed
Хорошая новость для тех, кого нет ВКонтакте - аудиоверсию "Морского боя" теперь можно послушать и за его пределами. Он появился на Аудиокнигах.
Слушаем - и не говорим, что не слышали! :)

Вдохновенное

21 July 2017 12:35
[syndicated profile] crystal_cold_feed
Ух, сейчас заспамлю всем френдам ленту. Но тут уж как: вдохновение есть - пишешь, вдохновения нет - не пишешь. А все дело в чем? В том, что у меня, в отличии от Печкина, велосипед есть. И погоду нынче дали ничего так - солнце, 17 градусов по Цельсию, ветер прохладный, но без излишеств, да и не шибко скоростной. А когда дают - надо брать. Так что решила, что одним махом осуществлю сразу три вещи - поберегу окружающую среду/сэкономлю бензин/дам железному коню отдохнуть, получу удовольствие от катания на велосипеде, сдам добытые вчера джинсы в ателье на укорачивание.

Решила - сделала. Разработала отличный план: в центре есть шикарные электронные вело-парковки, а значит, надо доехать до центра, оставить велик на такой парковке, сесть на троллейбус, 4 остановки доехать до места, сдать джинсы, вернуться на троллейбусе обратно в центр, откуда уже снова на велосипеде домой. Все в сумме - сплошной и чистый профит.

Первая часть плана прошла без сучка без задоринки. Поехала вся такая из себя такая красивая-нарядная - не просто ж кататься, а к людям выходить - солидная замужняя тридцатипятилетняя дама.
^4B52C811A8D9DDC56D294DFE5BAB9CE5B965E53C167AD32E16^pimgpsh_fullsize_distr
Отдала в ателье денег в два раза больше (без преувеличений), чем вчера отдала за джинсы, но не жалею - завтра заберу отличную вещь, которая получится идеально под меня, да еще и будет уникальной. Потому как, чуть подумав, я попросила мастерицу положить заплатки на разрезы под коленями - и выглядеть будет отлично, и носить станет куда удобнее (заодно и в холодное время года можно будет одевать).
Вернулась довольная в центр, собралась ехать домой и вот тут-то оказалась засада.

Эти прекрасные - без всяких шуток прекрасные - электронные велопарковки выглядят вот так (нагло воспользуюсь чьим-то фото из интернетика для демонстрации):

Приезжаешь, звонишь на бесплатный телефон, где тебе сообщают номер столбика для парковки, пристраиваешь там велосипед, закрываешь его откидным металлическим держателем через раму и переднее колесо, парковка этот держатель намертво фиксирует и все. Угнать велик с такой парковки - не знаю, что надо сделать. Потом, когда велосипед нужен обратно, снова звонишь на тот же телефон, парковка разблокируется и все, можно ехать. Мне дико нравится эта система и я постоянно ей пользуюсь. Последнее время таких парковок стало чуть больше, хотя на мой взгляд все еще слишком мало.

Та, где я сегодня запарковалась - появилась в числе первых, я ей уже много раз пользовалась и собираюсь и впредь. Но сегодня я чрезвычайно удивилась, когда после звонка автомат мне любезно сообщил, что велосипед разблокирован, но на деле этого не произошло. Металлический держатель все так же прочно держался в пазах, велик забрать никак. Раза после третьего безуспешных попыток, пришлось позвонить в поддержку (все нужные телефоны любезно указаны на большом щите рядом с парковкой). В ходе непродолжительной беседы на эстонском (мне теперь интересно, как быть туристам - хотя, наверное, оператор знает английский, а я не додумалась спросить) и попыток разблокировать мой вел, выяснилось, что что-то там случилось, какой-то сбой произошел со всей парковкой и нужно подождать минут пятнадцать. Ну, нужно так нужно - благо в центре всегда есть чем занять свободное время. Я решила было, что загляну в книжный магазин рядом, выпью там кофе и съем мороженное, но что-то у меня с кафешками не складывается. Только я примерилась купить роскошное издание английских сказок (я все еще о нем думаю), как снова перезвонил оператор поддержки (из назначенных им 15 минут прошло где-то 5) и обрадовал, что все в порядке и я могу забирать имущество. И, что самое приятное, имущество и правда забралось без проблем - у меня настроение аж вообще воспарило (даром, что и до того оно весьма неплохим было). Так что на обратной дороге аж побаловалась малость, и вышла на новый уровень просветления: до сих пор еще не доводилось писать в скайп и делать селфи сидя на велосипеде.

^6F84140467E6356EB09D2E4B173FB4EEA87BFE9F0F0B9C4778^pimgpsh_fullsize_distr

Покажу, заодно, планом покрупнее свой прекрасный набор с карбункулами, сиречь, ческими гранатами. Любимый супруг их в этом году преподнес на НГ, но я еще не хвасталась.
DSC_0223
Я просто балдею от того, какой насыщенно красный у них цвет, и как они ловят малейшие отблески света. Надо особо отметить, что Спектр меня чрезвычайно балует.
[syndicated profile] freeresearcher_feed

Originally published at Alexa Project. Please leave any comments there.

  • Огромный и очень подробный репортаж Павла Мерзликина для “Медузы” про подростковую порнографию в России. Кто её делает (часто сами подростки, как правило ради заработка), кто зарабатывает на этом (перепродающие, а не сами модели) и даже немного о том, кто покупает. Для меня это очередное свидетельство того, что нужны масштабные образовательные программы, от третьего класса до взрослых людей, а заодно и меры вроде криминализации клиентов проституток.

Линия “запрещать и ограничивать соцсети” – априорно ущербная. Во-первых, она ведёт к очень опасной ситуации развития цензуры (сейчас в России блокируют не только подростковое порно или сайты с продажей наркотиков, но также общественно-политические “Грани” или “Ежедневный журнал”). Во-вторых, блокировки элементарно обходятся и будут обходится всегда, а та же торговля в соцсетях вообще так просто не блокируется – короче, все запретительные меры требуют прорву ресурсов, но не дают ничего сверх незначительных сложностей для нарушающих запреты. В-третьих, и это самое важное, сама логика передачи государству каких-то полномочий в области “надзора за моралью” принципиально порочна: мы переносим ответственность сграждан на некую невнятную структуру и в пределе вообще отказываемся от своей субъектности.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы усиливать свою ответственность и свою субъектность. Когда люди понимают, что они вообще-то все личности со своим достоинством, они не будут покупать чужую фотографию с надписью на теле за 35 рублей — это некрасиво, некультурно и унизительно. Но да, это выстраивается за годы и начинается с того, что мы меняем всё и вся, от привычки говорить детям “надень шапку, замёрзнешь” в +15 градусов до манеры огораживать каждый участок земли сплошным забором с колючей проволокой.

Read the rest of this entry »

(no subject)

21 July 2017 10:55
[syndicated profile] division_bell_feed
О Посейдон! Взираю я на фото твоего удара в Эгейском море.. Но нам через неделю выходить! Скажи скорее так кого, во славу твоего трезубца, я должен на хрен утопить? Клянусь я с жертвой не тянуть, ведь нам же отправляться в путь, лишь на Эола и Твою смиренно уповаем милость

Тык-с.. Первый поход мы горели. Второй чуть не перевернулись вверх килем в мясорубке бухты Китноса а потом мне пришлось нырять под яхту и пилить трос, которым мы обмотали винт, часть моего пальца там же и осталась

А вот теперь, значит, землетрясение.. Логично, чо уж
Карамба

Ого, почти 7 баллов у Родоса.. Это не есть хорошо((
[syndicated profile] naritsyna_feed
Послеотпускные обновления начинаются с небольших дополнений к статье про Треугольник Карпмана, сделанных на основе моих учебных лекций по трансактному анализу.

А в ближайших планах - практически полная переделка статьи про фрустрацию и новый материал про рубеж Юма в психотерапии.

(no subject)

21 July 2017 08:20
[syndicated profile] division_bell_feed
Хроники Пуйлостана. Просто эти две новости рядом:

1.Siemens прекратила поставки любого генерирующего оборудования российским компаниям.

2. Россия стала мировым лидером по запросам на удаление информации на You Tube

Жутко наблюдать, как твои "соотечественики" с восторгом переделывают некогда, в сущности, перспективную страну в Северную Гвинею
[syndicated profile] division_bell_feed
Два чувака, один из которых кадровый бандит-убийца, у которого руки в крови жертв убитых им пассажиров МН17 и сотен украинцев, а другой харизматичный напористый Политик ( а Навальный, безусловно, политик уже федерального уровня) спорят о том, кто же из них настоящий националист. И чей на самом деле кусок чужой территории сопредельной страны

И Навальный вместо того, чтобы сказать прямо " да вы охуели спорить о чужой собственности, тут в принципе нет темы обсуждения" начинает закладывать виражи высшего пилотажа "с одной стороны нельзя не признать а с другой невозможно не согласиться"..

Спор Неандертальца с Кроманьонцем как правильно готовить человечину на костре

Да ипал я все "национальные" вопросы, весь "патриотизм" и все "духовные ценности" под которыми подразумевается всего-лишь набор манипулятивных паттернов для управления баранами


Рассуждать в этих категориях это автоматически воссоздавать наяву сумрак пещеры неолита.
[syndicated profile] dance_in_round_feed
Kler_Nort__PrikosnovenieЖуткая вещь. Под личиной приключенческой фантастики, почти фэнтези, таится мрачная, безысходная и невероятно тяжелая история, полная сложных этических вопросов. Как жить, если ты - паразит? В прямом, почти биологическом смысле? Кто ты, если твое "я" состоит, по сути, только из ощущения "это я", да из лоскутного одеяла воспоминаний о тысячах чужих жизней?
Как узнать себе подобных, и надо ли? До какого момента можно продолжать спасать свою шкуру ценой чужих жизней?
С первых страниц жутко, затяивает и мучает. Хороший финал невозможен, сама надежда на хороший финал умерла в момент рождения призрака (или в момент, когда писательнице пришла в голову идея перемещений).

Если судить строго, в деталях книги видится много вторичного. Идея перехода из тела в тело довольно давно была использована Октавией Батлер в романе "Дикое племя". Впрочем, Норт немного добрее к людям - ее герои не убивают, просто крадут время. Русскоязычный читатель тут непременно вспомнит "Жалобную книгу" Фрая, но по сравнению с "Прикосновением" это вещица совершенно вегетарианская. Блинчик с кленовым сиропом против кровавого стейка прямо с решетки.
Сюжетный ход с антагонистом, проникающим в руководство секретной организации, тоже поеден молью, но в данном случае использован логично и довольно красиво.
К несомненным достоинства романа можно было бы отнести широкую географию событий... если бы авторка немного аккуратнее и с большей любовью подошла к созданию фона. С одной стороны, я ее понимаю: сливающиеся в одно сероватое пятно города, дороги и ландшафты однозначно работают на усиление саспенса и нагнетание психологического напряжения. С другой стороны - ну, епта, ты пишешь роад стори, а у тебя Стамбул, Белград и Берлин на один фасад, улицы словно изредка выныривают из какого-то тумана безвременья и беспогодья... Все считанные разы, когда авторка удоставивает нас описанием погоды или обстановки, чуствуешь себя как человек, который внезапно проснулся под холодным душем. Я не рискну сказать, что это НЕ литературный прием, потому что в целом и язык, и сюжет, и характеры на высоте. Но странно.

Теперь о нашем любимом, профемском. Главное и самое сильное, что бросается в глаза, это то, насколько равнодушна к физическому полу главная героиня и насколько это естественно (и естественно прописано) для ее сущности. Вообще, я думаю, что у любого писателя мужчины такая же сущность, несомненно, имела мужскую самоидентификацию, просто в силу стандартных культурных умолчаний. Главной героине все равно, кем быть, но она продолжает считать себя женщиной. Как и несколько подобных ей существ, с которыми она имеет дело на протяжении сюжетного времени. Не то чтобы это имело какое-то особое значение для сюжета - никакого, но создает определенный настрой. Зато вот антагонист явно определен как мужчина.
Как и "подружка главного героя", в данном случае - спутник, проходящий с главной героиней все стадии стокгольмского синдрома от ненависти до любви. Это тоже отдельно жутко, потому что творимое с ним насилие хотя и нельзя назвать жестоким физически, кошмарно по самой своей сути, в особенности из-за того, что он, в отличие от большинства других жертв призрака, знает и происходящем.
Ах, боже, это уже почти спойлер. Ни слова больше!
Если кому-то нужна тяжелая, мрачная, хорошо написанная книга на одинокий дождливый вечер - то это она.

ПС обложка ни о чем, обычная бестолковая гламурня, которой в книге нет от слова "совсем".
[syndicated profile] maiorova_feed
Я с удовольствием заглядываю в жж уважаемой catherine_catty. Недавно там обсуждалось критически высказывание известной, широко печатаемой искусствоведки Паолы Волковой. Точнее, отрывок из её книги «Мост через бездну»:

Есть очень интересная деталь — часто по телевизору выступают какие-то дамы с народными рецептами, советуют, какую траву при какой проблеме использовать, и всегда начинают свои «проповеди» со слов: «Этот рецепт я унаследовала от своей бабушки». Хочется ее спросить: «А сколько твоей бабушке лет сейчас, что ты от нее унаследовала?» Твоя прабабушка комсомолкой была, Комсомольск-на-Амуре строила, и бабушка твоя тоже строила. Какая трава от бабушки?

Мне в таких и подобных замечаниях видится иногда дремучая наивность, а иногда — своего рода рассчитанное кокетство, играющее под наивность. Я, конечно, сужу по своему окружению, статистикой не владею, но... но атеистическая пропаганда из каждого утюга, принадлежность к комсомолу и компартии, участие в великих стройках коммунизма отнюдь не мешали населению СССР лечиться травами, применять заговоры и заклинания, хотя бы в виде «тьфу-тьфу-тьфу» через левое плечо, добросовестно съедать «счастливые» билетики в трамвае и троллейбусе. Я была младенцем хилым и крикливым. Врач недоуменно пожимала плечами:
- Вы недовольны, что ребёнок кричит? Пусть кричит, развивает лёгкие... - и я развивала лёгкие по нескольку часов кряду, пока не засыпала обессиленная, с тем чтобы проснуться через полчаса и продолжать хрипло орать. Моим бабушке и маме ничего не оставалось, как заговорить мне криксу. Вы знаете, как заговаривают криксу? А они знали. Да, бабушка прилежно платила партийные взносы, да, мама безропотно сидела на комсомольских собраниях, и дело происходило неподалёку от Комсомольска-на-Амуре. Но перед лицом страданий младенца им было не за что схватиться, кроме криксы, и они хватались за криксу. Помогло, кстати.

Уже потом, в школе, мне прописали от бронхита, как тогда было модно, кучу процедур: электрофорез, УВЧ, кварцевую лампу зачем-то. Договорились в физиотерапевтическом кабинете. Хожу неделю, хожу другую, улучшений приблизительно ноль целых шиш десятых, и процедурная сестра изрекает с убеждением:
- Всё, чем мы тут занимаемся, это чушь. Это мёртвому припарки. А надо, чтобы девочка вставала рано поутру и бегала босыми ножками по росе. По росе.
Никакое медучилище и никакие повышения квалификации не поколебали в ней веры в целительную силу росы.

О, про сестру-хозяйку нашу ещё расскажу. Сестра-хозяйка у нас работала, энергичная такая женщина, очень религиозная. Начнёт рассказывать о своём детстве — так и тянет процитировать:
- Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?
Да, в её сельском малолетстве было место и общеобразовательной школе, и красным галстукам, и горнам с барабанами и пионерскими зорьками. Но каждый год, в канун известного христианского праздника её «тятенька» выходил на задний двор и приглашал в гости ворона:
- Ворон-ворон, ходи ко мне сего дни в пир со чады и домочадцы, а на поля мои не ходи и чадам-домочадцам закажи.
Трижды произнеся эту таинственную фразу, отец-крестьянин считал себя в безопасности от ворон и других птиц, приносящих вред посевам.

Мне всё-таки думается, мы — просвещённые, прогрессивные — привычно недооцениваем архаическую составляющую нашего мышления, не говоря уж о мышлении условных "бабушек и прабабушек". Академик Гаспаров в «Записях и выписках» рассказывает об исследовании пословиц:

Пермяков [Григорий Львович Пермяков, советский фольклорист и паремиолог] спрашивал встречных, сколько кто знает пословиц, отвечали: около 20. Потом раздавал список пословиц и просил проставить крестики [напротив знакомых]; получалось около 200.

С приметами, поверьями, заговорами и прочими "колдуй баба, колдуй дед, колдуй серенький медведь" дело обстоит точно так же. Не говоря уж о лекарственных травах... А какие рецепты вы унаследовали от своих бабушек?

It's all comming back to me

20 July 2017 18:54
[syndicated profile] crystal_cold_feed
Странный сегодня день. Чрезвычайно насыщенно-плодотворный. Начавшийся в 5 утра, когда я поднялась на работу. Работа, впрочем, сегодня была курортного типа - всего-навсего 6 часов в очень расслабленном режиме (против обычных 10-11 в очень плотном, на моем основном месте). Так что, будем считать, что сильно я не устала (особенно нажравшись овсяной каши с колбасой на завтрак).

После работы, около полудня, воспользовавшись тем, что оставила форму и ножи на работе, по дороге домой я наконец-то заглянула в магазинчик с одеждой, мимо которого давно хожу, с интересом поглядывая на витрину. Потому как в витрине образцы висят у них весьма симпатичные, а красные полосы с белым шрифтом во все окна уведомляют, что нынче там скидки до 50%. Ну и в общем да. Нагуглила уже потом, что Stradivarius, оказывается, это молодежный магазин для хипстеров девушек строго до 30 лет. Мне, конечно, уже далеко не 30, а все 35, но, потратив где-то чуть меньше 50 евроденег, я унесла оттуда две футболки, один топ, и - боги, неужели же это правда! - джинсы и джинсовые шорты из настоящей джинсы! Из точно такой, какая она должна быть, без всяких стретчей-эластанов-прочей современной херни. Которые идеально выглядят и идеально сидят (единственно, джинсы надо обрезать-подшить, потому что по-традиции, то, что идеально садится на мне сверху, снизу волочится по земле на пол метра). По этой причине это оказался мой первый раз в жизни, когда я купила себе резанные джинсы - они сейчас дико в моде и все летнее обязательно порезано. В норме все мои рвано-резанные джинсы всегда были порваны-презаны собственноручно...

Но добравшись домой, я не засел за перевод очередной книги (хотя надо бы, сроки начинают поджимать), не засел играть в Танчики - хотя мог бы, с учетом, что завтра целый один выходной. Нет, я сел разбирать... песни. Потому что на 5 вечера была назначена пробная репетиция.

Лет много назад, в Эстонии была такая группа Overdrive. И играли они очень добротный, хороший такой хардешник. И играли хорошо, и вокалист душевно пел. Потом что-то куда-то ушло, группа долго не играла. А тут вдруг решили тряхнуть стариной, собраться, вспомнить старый материал, поработать над новым. Только вот в состав добавить вторую гитару, и найти нового ударника, потому что прежний за ударкой уже сидеть не хочет, как Фил Коллинз, а хочет просто к микрофонной стойке, без затей. Ну и как-то вот. Теперь у меня снова есть группа, в ноябре - концерт на байкфесте. Это будет уже мой второй байк-фест, где доведется играть, первый был почти десять лет назад - http://crystal-cold.livejournal.com/15245.html . И цифры эти меня поражают.

Восемь лет я не играла в группе - хотя до того не вылезала из-за ударки десять лет (в течении которых что я только не играла и с кем только не играла) - и не играла вообще. Ладно, два года назад я предприняла попытку вернуться к музыке, какое-то время занималась, с целью восстановить технику, но так до ума и не довела - учеба-работа перетянули на себя усилия, которые не слишком-то хотелось тратить на "просто так, что бы было". У меня с музыкой так же, как с правами - без наличия машины, от прав толку ноль. Без наличия группы играть в одну морду мне скучно и лень. Так что еще год я барабаны в принципе не видела. И думала, что сегодня на пробной репетиции будет куда как хуже.

Точнее, без всякого кокетства - технику надо нарабатывать заново. Скорость, синхронизация головы и конечностей (не путать с рассинхронизацией) - все ушло и нужно снова сидеть, раз за разом раскладывая все по удару. Чтобы вернулась обратно свобода, когда руки и ноги без всяких усилий со стороны разума и без лишних мыслей выполняют какие угодно сбивки, а все хитрые синкопы в самых неожиданных местах легко ложатся в ритм без мучительного высчитывания долей. Но что дико радует - чувство ритма никуда не делось. Годы игры с очень требовательными людьми не прошли даром, и внутренний метроном работает прямо как настоящий. Рассинхронизация конечностей тоже не пропала - всего-лишь слегка заржавела, но это быстро исправится. И механическая память - тут достаточно сказать, что я люблю и обожаю у себя этот вид памяти.

В общем, слушать отзывы было чертовски приятно. И это при том, что со временем будет гораздо лучше.

Что забавно, когда-то давно, в другой жизни, в Саратове тоже была группа Overdrive. Еще во времена моей первой группы, когда все мы только начинали. Эти чувки играли кавера на Металлику - и чертовски неплохо это делали. Когда-то у нас с ними были совместные концерты, а я еще и много времени проводила с ними на репетиционной базе в качестве того чувака, который включает аппарат, вертит ручки на микшере, следит, чтобы музыканты занимались на базе делом, а не трахали телочек, и кому потом платили деньги за проведенное с пользой и инструментами время. В общем, ностальгия по всем фронтам.

А в голове до сих пор звучат вещи, которые сегодня играли.



Сейчас сижу с бутылочкой пива, и пытаюсь сообразить, как же все это теперь освоить. Пятнадцать лет назад у меня не возникало таких вопросов. Оно все совмещалось как-то само-собой: учеба, тренировки, репетиции, форумки, крайне бурная личная жизнь, и еще оставались время и силы на всякую мелочь по ситуации. Сейчас я обрзреваю свои работу, приятную подработку в виде переводов, тренировки, репетиции и форумки (вроде ничего не поменялось, все тот же набор почти). И пытаюсь прикинуть, как бы так не порваться в процессе. Потому что и спать иногда очень хочется, и поовощить, и в те же танки погонять, и вообще. Жизнь - прикольная штука.
[syndicated profile] ploughlike_feed
Наиболее вероятно как раз что не человечество встретит кого-то, а эти кто-то наткнутся на человечество :-). Где-то в Индийском океане что ли есть уединенный остров, на котором живут шибко агрессивные туземцы, которые пуляют по вертолетам с исследователями из стрелами с каменными наконечниками. Поди она даже не догадываются еще что встретили другую разумную форму жизни в виде этих исследователей, а исследователи не торопятся вносить радикальные изменеия в цивилизацию туземцев донесением сей информации до их сознания. Вот мы - эти агрессивные дикари и есть. Вроде бы и разумный вид, но еще не в том состоянии чтобы с ним вступать в контакт без полного уничтожения культуры и самобытности такового.
 
Как вариант, прикиньте если бы европейцы не "покоряли" Америку и Африку, а оставили бы их как есть на следующие 10 000 лет. С максимальной вероятностью к тому времени на Земле были бы три (как минимум!) весьма самобытные и интересные цивилизации вместо одной, европейской, которая удушила все прочие. Прикиньте сколько открытий, изобретений и культурных достижений мы потеряли не дав развиться тем цивилизациям. Вот примерно ту же логику другой разумный (более разумный!) вид может применять по отношению к человечеству - нам дают вырастить свою цивилизацию, которая потом сможет дать много интересного и нового тем цивилизациям, которые появились раньше нас.
 
Самой идее возможности внеземной жизни или цивилизации в массовом сознании человечества еще и двухсот лет не исполнилось, человеческая цивилизация существует менее 10 000 лет, а как биологический вид человек насчитывает 200 000 лет. Т.е. лишь последние 0.1% от времени своего существования человек задается вопросом "одиноки ли мы во вселенной" но уже пришел к выводу "все плохо". Иначе как поспешным такой вывод не назовешь. Давайте подождем еще хотя бы 200 000 лет, вот тогда если никого не встретим то и будем огорчаться и удивляться своей уникальности во вселенной.



----------- Эй, гражданина! Ты вообще-то сюда не ходи! Снег башка упадет - совсем мертвый будешь! Ты лучше туда ходи: http://ploughlike-elk.dreamwidth.org Этот бложик теперь живет там, а сюда пока временно только кросспостится. Поначалу неудобно, я понимаю, но ты привыкнешь, куда ты денешься...
[syndicated profile] imja_feed


Группа "Серенити" в Санкт-Петербугре
12 августа с 10 до 17 часов

И хочется сразу поделиться радостью - я нашла помещение для группы в очень любимом мною месте - на Васильевском острове (6я линия), рядом с кофейнями и ресторанчиками.
Когда-то я там прожила 2 года и до сих пор очень люблю именно эту часть города.

Что мы будем делать?
Как известно, прежде, чем выйти из зоны комфорта, необходимо в нее войти. Именно этому и посвящена группа: поиск своих ресурсов, встреча с тем, какими разными они бывают и в каком взаимодействии находятся.
Мы будем работать с разным и очень красивым ресурсным материалом, что позволит каждому участнику группы найти и забрать именно свой набор.

Группа в Москве получилась потрясающе красивой и наполненной, и я надеюсь повторить этот опыт и для Санкт-Петербурга.

Стоимость - 4000 до 24 июля, 4500 до 7 августа или 5000 на группе. Осталось 8 мест.
Для записи необходимо написать на anlipsi@yandex.ru
И еще 10 мест есть на лекцию о счастье
[syndicated profile] scinquisitor_feed
На днях прочитал я в ТрВ-Наука, что биологи на первой ваковской защите диссертации по теологии Павла Хондзинского «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» устроили склоку и повели себя «неэтично по отношению к пожилому человеку, пианисту по образованию, к тому же защищающему третью диссертацию» [1]. Сразу возникли ассоциации: «не стреляйте в пианиста — он играет как умеет», «год не был в бане», «при покупке двух третья в подарок». Я было про себя похвалил ироничного автора, да вдруг понял, что написана статья серьезно: «Думаю, древние тексты о Боге требуют от нас внимательного чтения. Поэтому теология в светских университетах заслуживает права на существование. Но это должна быть теология высокого интеллектуального полета, как минимум на уровне отца Павла Флоренского…»; «На этих кафедрах будут преподавать лингвисты с курсами древнееврейского, латыни и древнегреческого, а физики, биологи и химики будут рассказывать об истории науки и концепциях текущего естествознания…». Этот план, назовем его «А», напоминает идею запустить в диван клопов и перевоспитать их в пчел, которые будут кормить нас медом. Увы, вероятно, так и будет, и за развитием этого почти неизбежного эксперимента мы будем следить, в том числе и по публикациям в «ТрВ — Наука и Теология».

Сходный план недавно предложила Высшая школа экономики (ВШЭ) [2]. Но, возможно, это тайный трехщелчковый план «Б» благородных университетов (БУ) — МГУ, ВШЭ, МИФИ и др., — находящийся на стадии бюджетной вареной полбы. Оказалось, что без Александра Сергеевича Пушкина нам здесь и дальше не обойтись, даже если не вспоминать «Мы добрых граждан позабавим…» [3]. Действительно, после заседания диссертационного совета подзащитный Павел Хондзинский сообщил: «В истории русской духовной мысли святителю Филарету принадлежит место, которое в истории русской словесности принято отводить Александру Сергеевичу Пушкину. Как Пушкин обращал в поэзию всё, к чему бы ни прикасался, так под пером святителя всё становилось богословием» [4]. Вредные рецензенты-биологи утверждают, что не все современники святителя Филарета (Дроздова) разделяли это мнение [5]. Например, в «Текущей хронике и особых происшествиях» князя В. Ф. Одоевского с эпиграфом из Пушкина 28 ноября 1867 года приведена очень ядовитая эпиграмма на смерть святителя («Покойник был шпион, чиновник, генерал, — теперь по старшинству произведен в святые»… далее не смею [6]).

И правда, почему для первой знаковой диссертации по теологии было выбрано исследование разработок митрополита московского Дроздова? Главный Теолог РПЦ и Глава диссертационного совета Илларион (Алфеев) развил гипотезы Филарета, «синтезированного из Отцов», исследованные в диссертации Павла Хондзинского. Сравним тезисы двух митрополитов:

Митрополит Филарет (1888 год): «Как небо, бесспорно, лучше земли и небесное лучше земного, то так же бесспорно лучшим на земле должно быть признано то, что на ней устроено по образу небесного, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу, показанному тебе на горе (Исх. 25:40), то есть на высоте боговидения <…> Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле царя; по образу Своего небесного Все-держительства устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле царя наследственного <…> Царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий. Благость Божия беспристрастна, и премудрость Божия всеобъемлюща; а потому если Бог дает царю дар, от которого должна зависеть судьба народа, то, без сомнения, Он дает сей дар, провидя и предустрояя тем благо всего народа» [7].

Митрополит Илларион (2017 год): «[Монархия —] именно та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления». Царь «помазывается на царство священнослужителями и получает не просто мандат от избирателей на правление на какой-то определенный срок, а санкцию от Бога через Церковь на свое правление, и оно является пожизненным до тех пор, пока он не передаст власть своему наследнику» [8].

Всё сходится! Кто сказал, что классические теологические уравнения не адаптируются под новые экспериментальные данные? Доказано, что теология работает, но наука ли это? До этой первой защиты у кого-то еще могли быть иллюзии, что теология — это недооцененная в России «крутая» западная наука. Немного странным казалось то, что даже у председателя диссертационного совета со скромным адресом «doctarantura.ru» митрополита Алфеева индекс Хирша по Web of Science совсем нескромный — единица. Рассмотрим некоторые новые идеи развития теологии после упомянутой защиты, представленные на конференции в МИФИ. Нам важно знать, что предлагают новообретенные коллеги в качестве перспективных направлений своих исследований: «Считать целесообразным формирование отрасли знания Теология” путем создания групп специальностей по религиозно-конфессиональному принципу (например, 26.01.00 — православная теология; 26.02.00 — исламская теология; 26.03.00 — иудейская теология)» [9]. Это очень смелое, но не всем ученым понятное разделение областей наук. Придется ли далее вводить специальности «Православная староверская теология — 26.01.01» и «Мухосранская квантовая механика — 31.01.99»?

На той же конференции предлагается «полагать необходимым при формировании экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки Российской Федерации и диссертационных советов по теологическим специальностям нормативно закрепить согласование их составов с соответствующими централизованными религиозными организациями» [9]. Сейчас идея о том, что состав советов научных экспертов должен одобряться Церковью, кажется преждевременной. Проще не считать теологию наукой, а ученым остальных дисциплин понаблюдать за ее развитием. Похоже, что Министерство образования и ВАК решили принять эту идею и уже убрали слово «наука» из названия степени (не доктор «теологических наук», а просто «доктор теологии»).

Если теология — это не наука, то что же это такое? Обратимся к авторитетам. Диссертант Павел Хондзинский сказал, что теология — это «саморефлексия Церкви» [10]. Патриарх Кирилл заявил, что теология «является систематическим выражением религиозной веры» [11]. «Религия должна преподаваться в школах с 1-го по 11-й класс», — это уже митрополит Илларион [12]. «Что касается богословия — оно исходит из безусловного факта существования Божественного Откровения, заключенного в Священном Писании. Богословие включает в себя общее учение Церкви, сформулированное Церковью на основе Писания», — продолжает Хондзинский [13]. Этого уже достаточно, и фиговый листок сброшен: теология — это религия!

Нас не волнует религия в церкви или у себя дома, но мы против религии в научных и образовательных государственных институтах. У нас в науке нет ничего запрещенного, и мы можем говорить всё что угодно. При обсуждении диссертации по теологии мы, ученые, можем и будем использовать и трактовать все факты и гипотезы. Может возникнуть научный спор: не был ли признанный святой не очень приятным человеком? Парадокс в том, что такая дискуссия может казаться оскорбляющей чувства верующих (статья 148 УК). Ученого таким образом оскорбить нельзя. Теория относительности Эйнштейна не оскорбляет теорию Ньютона. И, возвращаясь к началу, спросим: надо ли нам снисходительнее относиться к квантовой электродинамике барабанщика Ричарда Фейнмана?

Юрий Панчин,
докт. биол. наук, зав. лаб. № 12 ИППИ РАН,
вед. науч. сотр. НИИ ФХБ им. А. Н. Белозерского МГУ

Источник:
http://trv-science.ru/2017/07/18/legenda-o-pianiste/
[syndicated profile] freeresearcher_feed

Originally published at Alexa Project. Please leave any comments there.

К обращению прилагается петиция, подписи под которой я агитировала ставить неделю назад. Направлена она в адрес председателя Комиссии по этике Государственной Думы Российской Федерации. Всего на момент отправки там было 777 подписей ровно, а сейчас уже 808 – можете присоединиться, можете сами написать своё обращение в Госдуму.

А есть ли смысл

20 July 2017 02:43
[syndicated profile] marinaiv_feed
Шесть лет назад делали масштабную реформу законов провинции, связанных с вождением в состоянии опьянения. Два года интенсивной, упорной, серьёзной работы, несколько миллионов из бюджета, обучение нескольких тысяч полицейских...
И неплохой результат - понижение смертности на дорогах по причине нетрезвости водителей на 30-40%.
И вот после долгих судебных тяжб выходит решение апелляционного суда, признающее эти новые законы неконституционными.
Два года работы и несколько миллионов - псу под хвост.
Поневоле задумаешься о смысле своей работы :)

Deutsch

19 July 2017 21:33
[syndicated profile] kosmonozhka_feed
Уже два месяца, как я учу немецкий. Вернее, я пытаюсь учить немецкий, потому что бОльшая часть сил уходит не на запоминание и чтение, а на борьбу с постоянно подкатывающим отчаянием вроде: всё равно нихера не выходит, чем дальше учишь, тем это дерьмо сложнее, этот язык отвратителен, он погано звучит, он ужасен в своей структуре, все эти грёбаные отделяемые приставки, которые я вообще не понимаю, что это такое, склонение артиклей, тысячи похожих друг на друга неотличимых на первый взгляд слов — шлиссе, шниссе, шпуле, шуле, шланке, шранке, шторбе, швурбе, ооо боженька господь зачем ты допустил быть на земле этому языку, жёсткий порядок слов в предложении, слова длиной в километр, род существительных не совпадает с их родом в русском,  я не в состоянии запомнить это всё, я читаю как первоклашка по слогам, а чтобы составить правильную грамматически фразу, у меня уходит пол-дня. Почему нельзя начать учить язык и сразу же заговорить на нём почему почему почемуууууууу

Когда-то я учила немецкий в школе, но ненавидела его так сильно, что сразу после училища с удовольствием забыла почти всё. За эти два месяца я частично восстановила школьные познания и выучила ругательство Mist! — вот, пожалуй, и все мои достижения в этой области. Ещё прочла сказки братьев Гримм (метод Ильи Франка). Пока Франк — это самое толковое, что мне попадалось.

Не прошу советов или сочувствия, просто жалуюсь и ною!

Не спрашивайте, зачем я учу его. Значит, так надо) Может, я хочу уметь эффектно заорать, как немецкая порноактриса или как девочка из видео про красивый немецкий язык.

[syndicated profile] kosmonozhka_feed
С удивлением обнаружила, что могу навскидку припомнить названия почти всех штатов США, плюс примерно помню их географию, природные условия и всё такое, где пустыня, где каньон, а вот названия областей России, и тем более их областные центры и географические особенности, помню далеко не все. Задумалась, почему так.

Во-первых, в Штатах есть хорошая традиция — называя город, сразу уточнять штат. Например: Кливленд, штат Огайо. Оно конечно, там полным-полно городов с одинаковыми названиями, одних только городов Москва там вроде бы 19 штук, и если штат не указывать, то начнётся полная неразбериха. Но я была бы не против, если бы в России тоже появилась добрая традиция уточнять область. А то говорят тебе: "город Анна" — а где он, один Господь знает. Город Крымск путают с Крымом, думают, что Кисловодск находится на море. А когда я путешествовала по Сибири и упоминала, что я из Орла, почти все сибиряки не знали, где это и город ли это вообще, и уточняли: "А это в Сибири или в России?". Да что там, я и сама до недавнего времени мысленно помещала Магадан куда-то в район устья Енисея.

Во-вторых, в американской литературе (в кино тоже, только я его не смотрю) действие часто происходит в нескольких штатах, герои перемещаются, путешествуют или исследуют мир. Американскую географию я невольно запомнила с помощью книг Сетон-Томпсона, Ричарда Баха, Керуака, Марка Твена, Владимира Набокова и прочих хороших ребят, пишущих о своей стране (ой только не надо нудить и говорить тут, что Набоков не американец), ну и "Одноэтажная Америка" Ильфа и Петрова — тоже прекрасная книга. В русской же литературе герой редко выезжает за пределы одного города или области (мотается в своё поместье, например), да и то в классике там сплошные губернии. В "Угрюм-реке" главный герой исследует Сибирь, а потом едет на Нижегородскую ярмарку, и это считается большим, серьёзным путешествием, и то в сибирском путешествии всё зашифровано, не знаешь, какая область, куда-откуда.

В связи с этим давайте устроим флешмоб: вспоминаем, в каких произведениях каких русских писателей есть точные географические указания с узнаваемым описанием местности.

Начинаю я:
А.И. Куприн — превосходные описания пейзажей, быта и нравов Крыма столетней давности;
М.Ю. Лермонтов — Кисловодск, Пятигорск, Осетия;
Ф.М. Достоевский — разумеется, Петербург;
Ильф и Петров — Одесса (хоть она и названа Черноморском);
Арсеньев — "Дерсу Узала", хотя с натягом, потому что это всё-таки в первую очередь научно-исследовательские очерки, а не художественное произведение;
И.С. Тургенев — орловские и тульские окрестности, в основном сельские;
Н.С. Лесков — Орёл столетней давности, очень узнаваемый;
Л.Н. Андреев — тоже Орёл.

Давайте, я же знаю, что вы тут начитанные. Если вспомните что-нибудь такое, где герои путешествуют и это путешествие подробно описывается, при этом это не специальная путешественная литература, а художественное произведение, будет просто отлично. Заранее всем спасибо за участие.

Castle in the Snow

19 July 2017 19:10
[syndicated profile] division_bell_feed
На нас опять упал Туман ..И здесь не слышны шаги и дыхание, и на этих лесных дорожках лишь ты, внезапно вдруг счастливый.. вот не с чего, но как же явно! Мгновенье ты прекрасно!

[syndicated profile] freeresearcher_feed

Originally published at Alexa Project. Please leave any comments there.

Вчера – вернувшись после поездки в Калужскую область на фестиваль анимационных фильмов – я решила не просто рассказать про некоторые исследования на стыке экологии с социологией, но подробно показать, как я думаю и делаю то, что делаю. Одногруппницы в Вильнюсе, когда мы учились в ЕГУ, часто спрашивали о поиске информации в сети, о работе со статьями на незнакомые темы, о извлечении из этих текстов смысла: поэтому я расписала подробно процесс превращения идеи в небольшой обзор.

Вводная часть

Четверо суток я была вне интернета – вместе с семьеи ездила на “Бессоницу”, очень крутой фестиваль мультфильмов под открытым небом. Мультфильмы там показывали как детские (особенно понравилось “Яблочки-пятки”, добрый, красивый и годный), так и взрослые: всего 300 лент на двух больших экранах и рядом с лагерем на пять тысяч человек.

О лагере, кстати, стоит сказать особо – отметив один экологический момент. На этой самой площадке фестиваль “Бессоница” проводится не в первый раз (с 2014 года), но место все равно в достаточно приличном состоянии. Дно реки, например, идеально: в трёх разных местах ни осколка стекла, ни ржавой банки, ни обрывков плёнки. Лес без мусора и повреждённых деревьев – многие подмосковные леса из числа мною виденных были гораздо хуже. Я много про этот феномен думала ещё находясь на месте в Калужской области и помимо труда организаторов фестивалей отметила про себя два политических момента:

  • ограничение автотуризма. Проезд на фестивальную площадку закрыт шлагбаумом и стоянка рядом платная, 2500 рублей на всё время. Дорога в результате не разбита, мусора завозится меньше, шашлычников нет как класса – хотя формально разводить костры вполне разрешалось, при условии окапывания кострищ.
  • в продолжение прошлого тезиса – небольшое количество несознательных отдыхающих, способных нанести окружающей среде значительный урон в виде порчи деревьев, оставления отходов и чрезмерного разжигания костров. Кроме некоторой специальной труднодоступности (я утверждаю, что это правильно, отдыхающие на природе в массе своей пусть ходят пешком, если могут) возможно сказался и общий дух мероприятия. Смотреть авторскую анимацию шашлычникам, вероятно, не очень интересно.

Далее, уже сегодня утром, я подумала что это могла бы быть тема для отдельного и довольно важного социологического исследования. Какие социальные характеристики и причины вредительского поведения на природе? Какие-то закономерности тут очевидны (скажем, мой дед изначально был лесником: это сразу иное отношение к лесу, равно как у биологов/экологов), но есть ли, к примеру, корреляция с уровнем образования? Даже не так – поиск корреляций с чётко измеряемыми величинами вроде дохода/возраста/числа жителей в месте проживания интересен, но интуиция мне подсказывает, что смотреть надо на ценности людей, на их представления о том, что важно и значимо, а что не очень. Результаты такой работы, очевидно, практическое значение, ведь хорошо бы как-то с “плохим” поведением людей бороться и предотвращать загодя вытаптывание-замусоривание-выжигание природных территорий.

Старый, 2009 года, снимок с нашей с Ланой прогулки – мы тогда вынесли примерно два мешка мусора с небольшой площадки у тогдашнего жилья. В этом году я убиралась с Лизой один раз: три мешка, из них штук 40 пластиковых бутылок.

Пара общих замечаний

Тут, на этом месте, перед самым переходом к главной части, я сделаю небольшое отступление. Когда я поехала в Вильнюс получать систематическое гуманитарное образование, я прекрасно понимала что полтора года магистратуры не компенсируют отсутствие четырёх лет бакалавриата: я все равно меньше прочту классических работ, все равно буду иметь меньше общегуманитарного багажа и даже говорить буду всё равно иначе. Однако уже через полгода обучения до меня дошло, что дело не в количестве прочитанного (прочитать всё написанное по социологии невозможно, невозможно даже “прочесть всё про трансгендерность” или “всё про современные города”), дело в наличии некоторых идей. Одна, очень-очень важная идея, звучит так: “посмотри, не писал ли ранее кто-то по твоей теме”. Я подумала сейчас про то, что было бы круто поискать причины (без)ответственного поведения людей на природе, открыла вкладку и набрала social predictors of environmentalism в строке поиска Google.

Ещё одно пояснение: я часто сталкиваюсь с мнением, что для поиска информации обязательно нужны специальные системы – вроде медико-биологического PubMed. Однако это на самом деле не совсем так – в приведённом выше примере сама фраза уже столь “научна”, что и просто Google даст для начала неплохой результат. А вот если ваш запрос, к примеру, lesbian parents, то да, вы получите ворох популярных публикаций и это не очень удачный запрос, куда лучше в поисках исследовательских материалов написать lesbian parenting studies.

Исследования, которые сегодня нашлись

  1. Predictors of Pro-Environmental Behavior in Rural American Communities (2014, Bruno Takahashi, Theresa Selfa, Environmental and Behavior).
  2. Some Sociodemographic and Sociopsychological Predictors of Environmentalism (2002, Raudsepp, Maaris, доклад на конференции)
  3. Personality predictors of Consumerism and Environmentalism: A preliminary study (2007, Jacob B. Hirsh, Dan Dolderman, Personality and Individual Differences)
  4. Toward a Coherent Theory of Environmentally Behavior (2000, P.C. Stern, Journal of Social Issues) – эта ссылка помечена Google как имеющая более 4 тысяч цитирований работа, так что ей стоит уделить особое внимение.

Разумеется, на самом деле работ по данной тематике многократно, то есть буквально в сотни раз, больше. Однако для ответа на вопрос “почему люди мусорят или не мусорят на природе” в первом приближении достаточно как раз одной большой теоретической статьи (последняя ссылка) и нескольких более-менее актуальных практических примеров. Наша задача не сделать профессиональный глубокий обзор, а хотя бы понять, что вообще существует в изначально чужой области. Ну, условно чужой, конечно: читать без подготовки раздел hep-th в физико-математическом arxiv.org вы не сможете, так что я имею в виду смежную, но изначально незнакомую область, вроде моего примера со стыком экологии и социологии.

Несколько замечаний тактического характера

Ещё немного о поиске информации: лично я обычно беру первые две-три статьи и смотрю сразу на кого ссылаются авторы. Это содержится, как правило, в начале статьи – “ранее было показано, что…” всегда сопровождается отсылкой к другим исследовательским работам. Кроме того, иногда находятся даже профильные журналы, в данном случае обнаружился Environmental and Behavior – значит, есть смысл заодно открыть главную страницу и полистать оглавления.

В случае с докладами, слайдами к докладам и постерами имеет смысл делать упор именно на ссылки. Если вы сами не знакомы с областью, то вы можете не отличить качественное исследование от сделанной слегка нетрезвым аспирантом презентации к внутрилабораторному междусобойчику – однако блок ссылок на источники обычно даже в откровенно слабых материалах оказывается достаточным для продвижения в сторону общего ознакомления с темой. Могут, безусловно, попадаться шедевры мысли, где, к примеру, все ссылки из обзора на тему возобновляемых источников энергии ведут исключительно на публикации в “Вестнике противопожарной безопасности Саратовского швейного техникума”, однако тут уже имеет смысл ориентироваться на сравнительно универсальные критерии качества источников. Хорошая статья обычно публикуется в профильном журнале, на неё ссылается кто-то ещё, а самоцитирование в объёме более четверти от списка литературы, как правило, дурной знак. Исключения есть, но при разведывательной работе – неактуальны.

Статьи также сплошь и рядом платные. Если вы ведёте разведывательную работу в незнакомой теме, платить по 35-40 евро за статью, которая вам вообще может не пригодится, нет никакого смысла, а легальной подписки у вас часто под руками тоже не окажется. Как быть? SciHub! Вбиваем адрес статьи, далее всё интуитивно понятно. Это, если что, пиратство, однако реально этим путём пользуются практически все: тема прав на статьи и доступа к ним одна из острых в современном научном мире; я сейчас не буду вдаваться в детали, просто покажу инструмент.

Что пишут исследователи?

Итак, прежде всего стоит отметить верность моего интуитивного предположения: смотреть просто на социоэкономические факторы малоинформативно. Работы, призванные объяснить “экологическое” поведение в массе своей сфокусированы на ценностях. И даже не просто на ценностях, а на связке ценностей (values) с верой (belief) в то, что эти ценности нуждаются в защите и с нормами (norms) поведения, которые позволяют реализовать эту защиту ценности – т.е. природы – на практике. Связка “ценности-вера-нормы” предложена в иной работе уже упоминавшегося выше Пола Стерна и соавторов, причём простой поиск показывает популярность такой модели:

Когда вам попадается непонятное, но явно важное слово или название теории – стоит сделать вот так. В данном случае можно было и продолжить чтение текста, но лично я предпочитаю быстро уточнить поисковым запросом; если бы он не дал удовлетворительного результата, я бы полезла, конечно, в список источников.

Строго говоря, Стерн исследовал экологический активизм и его поддержку, но поддержка эта выражается, в частности, ресурсозатратным поведением. Люди добровольно отказываются поливать газоны в засуху для уменьшения общего потребления воды из пересыхающих водохранилищ, готовы платить больше за вывоз мусора и тратить время на его сортировку. Вытаскивать на себе мусор из лагеря или тратить деньги на газовые баллоны для отказа от костра, обжигать и закапывать жестянки, идти пешком вместо того, чтобы доехать на машине – всё это вполне подпадает под применимость теории “ценности-вера-нормы”, сам Стерн и соавторы называют такое поведение “природоохранной деятельностью частной сферы”.

“Русское поле энтропии”Кроме того, Стерн указывает на то, что в цепочке от ценностей к вере особую роль играет некая “новая природоохранная парадигма” и здесь я тоже воспользовалась поиском:

Замечание по переводу – слово environmentalism я всюду перевожу как “природоохранная деятельность”, а не “экология”. Экология всё-таки конкретно наука о взаимодействии видов, а здесь речь о несколько ином.

Эта самая “новая экологическая парадигма” впервые была описана академическим языком в конце семидесятых годов (последняя ссылка на скриншоте выше) и на самом деле речь идёт об очень популярной идее. Новая экологическая парадигма это про то, что мы все, всё человечество, живём на уникальной и достаточно уязвимой планете, а вовсе не находимся в бескрайнем поле с бесконечными же ресурсами. Про эту парадигму можно рассказать довольно много всего, но ключевых моментов, пожалуй, два: во второй половине XX века люди воочую увидели, что мир-то маленький (авиаперелёты + космические фотоснимки, где видна вся планета) и тогда же люди в массе своей стали постоянно сталкиваться с глобализацией. На мне сейчас, к примеру, цветастая размахайка, полиэстер для которой мог быть сделан в Китае из сырья, добытого в Бразилии или Анголе – и которую потом привезли за тысячу километров куда-нибудь в Москву.

Снова замечание: фактура

Что меня завораживает, так это поиск деталей. Скажем, сейчас я стала искать в голове пример глобализации и посмотрела на свою одежду. Я нашла на ней ярлычок, прочла состав и далее задалась вопросом “а откуда Китай берёт нефть?”. Простой поиск (Chinese oil import) показал, что мир действительно сложен: Китай пользуется не, к примеру, ближайшей Россией или самой богатой нефтью Саудовской Аравии с её удобными морскими путями, а кучей поставщиков по всему миру. Такие детали часто обогащают тексты и вообще расширяют кругозор.

Цепочка “ценности-вера-нормы” раскрывается Стерном в такой схеме:

Ценности – альтруизм, желание действовать на благо других, а также убеждённость в важности природы. “Эгоизм”, отмеченный в колонке ценностей буквой b, играет обратную роль: проведённые исследования показали, что большая степень эгоизма обычно приводит к снижению вовлечённости в природоохранную активность. “Новая парадигма” фигурирует на этой схеме в блоке “верований” и она связывает альтруизм/ценность природы с верой в уязвимость окружающей среды. Далее появляется ещё один важный компонент, а именно убеждённость в своей способности повлиять на ситуацию.

Эта модель, впрочем, задаёт только общие рамки. Та же убеждённость в способности повлиять на ситуацию может быть совершенно разной – сам Стерн приводит пример покупателей, отказывающихся от покупки аэрозольных баллончиков потому, что аэрозоли воспринимаются как угроза озоновому слою. Эта угроза на самом деле давно неактуальна: газы, разрушающие озоновый слой, в такие баллончики перестали заправлять за 20 лет до публикации работы Стерна и соавторов; тем не менее, люди держат в голове некое утверждение и действуют соответствующим образом. Аналогично можно вспомнить пример “зоозащитников”, которые громят виварии при исследовательских лабораториях и выпускают “на волю” животных, чьи шансы выжить вне стерильного бокса равны нулю (мыши с мутациями, ведущими к отключению тимуса, органа иммунной системы). Важно не то, как именно устроены конкретные представления об уязвимом мире и какие именно действия активистки/ты совершают, важны связи между убеждениями и действиями через веру и внутренние нормы.

Конкретное недавнее исследование, проведённое в сельской местности США (в штатах Айова и Канзас) показало кое-что сверх этого. Например, люди активнее участвуют в некой природоохранной деятельности тогда, когда они больше вовлечены в местную жизнь: считают возможным прожить свою жизнь там же, интересуются местной социальной активностью и политикой. Кроме того, с возрастом у американцев активность как правило росла, а женщины были обычно активнее мужчины; образование, как ни странно, заметной роли не играло. А вот ответы на “экологические вопросы” (например “должны ли люди беспокоится по поводу глобального потепления?” и “мои действия не влияют на изменения климата – согласны ли вы с этим?”) как раз очень даже соотносились с реальным поведением.

Итоги

Как показывают описанные выше исследования и построенные на их основе теоретические модели — ключевую роль в поведении на природе играют убеждения людей, а не, скажем, их доход или образование. Ряд ограничений и нюансов говорят, что в конкретном случае “туристы в Подмосковье и около” всё может быть чуть иначе, чем в США – но, по всей видимости, на первом месте стоит убеждённость в ценности сравнительно нетронутой природы в совокупности с верой в возможность что-то изменить.

Эти выводы, в свою очередь, перекликаются с недавно прочитанной мной статьёй (популярной) политолога Сергея Медведева “Русское поле энтропии”. Но это – уже отдельная тема.

 

 

 

Page generated 22 July 2017 00:44
Powered by Dreamwidth Studios